Эпоха кино началась 22 марта 1895 года в Париже: братья Люмьер впервые показали публике на большом экране кинофильм! С тех пор много воды утекло, но страсть французов к синематографу неизменна, а Париж по праву считается самым часто снимаемым городом в мире.
Если тяга режиссеров к Парижу понятна: камера любит этот фотогеничный город, который сам подсказывает авторам сюжеты, то посещаемость кинозалов является следствием последовательной и целенаправленной политики страны. И действительно, гуляя по Елисейским полям или возле площади Одеона, приезжие с удивлением замечают змеиные очереди, тянущиеся к кинотеатрам. Публика идет валом. В большие залы таких гигантов кинопроката Gaumont и UGC, в более артистически направленный MK2 и в маленькие залы Латинского квартала, упорно показывающие черно-белое итальянское кино 70-х годов, ретроспективы Чарли Чаплина или Андрея Тарковского.
В основном, иностранные фильмы показывают с субтитрами – это легко понять по аббревиатуре VO (оригинальная версия), которая встречается куда чаще, чем VF (дубляж на французском). Так что если вы не успели посмотреть последний фильм Звягинцева или никогда не видели «Броненосец Потемкин», то почему бы не сделать это в Париже? Тем более, что в местном прокате можно увидеть фильмы, которые в России, по тем или иным причинам, на большой экран так и не вышли.
Поход в кино можно совместить с экскурсией – в Париже около 400 кино залов, многие из которых обладают своей историей. Такие культовые сцены как Олимпия, Сигаль, Батлаклан, служившие когда-то кинозалами, сейчас уступили эти позиции современным залам и вернулись к своей функции мюзик-холла. Но некоторые ветераны седьмого искусства и сегодня в строю, причем, в отличной форме.
Le Grand Rex - самый крупный кинозал Европы, настоящий храм кино с 2800 зрительскими креслами из красной кожи и декором в стиле арт-нуво - является уменьшенной копией Нью-йоркского Radio City Music Hall. Для маленьких парижан рождественский фильм Диснея в Гран Рэксе — это обязательное начало праздничного сезона: перед сеансом устраивают «игры воды и света», чтоб создать атмосферу сказки и ожидания чуда.
Совершенно в ином духе “Пагода” – небольшой кинотеатр с фильмами «не для всех», расположенный в стороне от туристических троп. Полностью оправдывая свое название, “Пагода” является данью утонченной моде конца 19-го века на все японское. Директор одного из крупнейших парижских универмагов Le Bon Marché подарил этот особняк своей супруге, но та вскоре ушла от господина Морана к его деловому партнеру, а здание осталось. Так что теперь, заплатив за билет в кино, можно выпить кофе или бокал шампанского во внутреннем садике, чей дзен не тревожит движение транспорта и посмотреть затем фильм Бергмана, Эйзенштейна или Трюффо в знаменитом японском зале.
Для любителей монмартрской романтики, иконизированой Клапшичем в «Амели Пулен», - Studio 28, ведущий свою историю с 20-х годов. Именно здесь устраивались премьеры Кокто, Бунюэля, Капры. Здесь собирается взъерошенная думающая молодежь, которая много курит и жестикулирует, колебля мировые струны.
Ну, а для тех влюбленных, которым не так уж и важно, на каком языке говорят актеры и что там пишут в бегущей строке, в свежее облицованном квартале возле библиотеки Миттерана, MK2 Bibliothèque предлагает места для двоих: никаких скрипящих сидений и совершенно лишних подлокотников!
Конечно, золотые довоенные годы, когда французское кино выпускало около 90 % мировой кинопродукции, остались позади, и сегодня Голливуд лидирует по многим позициям. Но Франция не сдается - это едва ли не единственная страна, которая пытается противостоять американскому нашествию, делая упор на комедии и авторское кино, на эстетичность съемок и психологический драматизм сюжета.
Не удивительно, что во Франции проходит больше кинофестивалей, чем во всей остальной Европе вместе взятой. Не обойден ни один жанр: немое кино в Анэре, детективы в Коньяке (да, это еще и город!), фантастика в Аворьязе, короткометражки в Клермон Ферране, телефильмы в Ля Рошели, мультипликация в Аннеси, ну и, конечно же – Каннский фестиваль.
Если вы рассчитываете, что во время фестиваля в Каннах весь пляж усеян если не Мониками Белуччи, загорающими топлесс, то хотя бы Софьями Марсо, а в каждом кафе, за соседним столиком, сплошные Тарантино – вынуждена вас разочаровать. Небожители от кино, конечно, наводняют город и увидеть воочию вожделенных звезд экрана можно не только в тот краткий момент, когда они высовываются из неприлично длинных авто и ныряют по красной дорожке в толпу клацающих затворами фоторепортеров, но повсеместных братаний кумиров с пламенными почитателями не происходит, и влиться в хоровод веселых вакханок, украшенных пальмовыми ветвями, человеку без аккредитации практически невозможно. Не только церемония награждения, но и конкурсные показы, происходят за закрытыми дверями и исключительно среди допущенных и приобщенных. Так что если вам не очень хочется платить втридорога за отель и визжать в толпе от восторга, веря, что Джордж Клуни улыбнулся именно вам, то, возможно, ехать в Канны в конце мая не стоит.
Лицезреть звёздный бомонд можно в Сан Тропе, в Антибах, в Межеве, но это все парадно-глянцевая сторона киноиндустрии. Романтикам, которым не так важны автографы как впечатления, скажу, что встретить киноактёров можно за любым поворотом. Жан Дю Жардан может выехать на велосипеде из закоулка возле Бастилли, Джонни Деп – будет разглядывать полки книжной лавки на левом берегу Сены, а Марион Котийяр – ждать приятеля в кафе возле Олимпии. Похвастаюсь, что сама когда-то сидела в рядовом парижском кинотеатре рядом (если честно – через человека) с самой Катрин Денев.
Легенда и жизнь во Франции очень плотно перевязаны кинолентой, как подарок шелковым бантом, и развязывающий этот сверток никогда не бывает разочарован!